И сделать средний чек на x2
FlowersDecor — студия флористики в Новороссийске, основана в 2018 году. Флористы собирают букеты, а администраторы принимают заказы и общаются с покупателями по другим вопросам. Заказы поступают с сайта, в мессенджеры и по телефону в amoCRM. С покупателями общаются в WhatsApp и Instagram* через интеграцию с Wazzup.
*Instagram — продукт компании Meta, признана экстремистской и запрещена на территории России.
Все заявки в CRM-системе обрабатывали вручную, как и любую работу с покупателями. Например, если хотели начислить бонусы для покупки, то считали отдельно в таблицах и после переносили в CRM. Далее искали нужного покупателя, открывали переписку с ним и писали о доступных бонусах. При этом эти бонусы необходимо было отслеживать, чтобы не держать их у покупателя без ограничения по срокам. В среднем в таком бизнесе без активной работы с покупателя распределение такое: 80% новых и 20% — те, кто делает повторные покупки.
Поэтому автоматизация была направлена на то, чтобы не просто увеличить выручку пропорционально расходам, а привести бизнес к постоянному потоку лояльных клиентов.
Как «апсейлить» покупателя, если о нем ничего неизвестно? Собирать информацию. После первой покупки покупателю приходит автосообщение с просьбой заполнить анкету. Ссылка для такой анкеты уникальная и формируется автоматически из сделки — это будет важно в дальнейшей работе.

В анкете можно заполнить поля на выбор — все не обязательно. Покупатель просто заполняет те даты, которые сам хочет, и отправляет анкету.

После того, как покупатель заполнил анкету, данные автоматически попадают в его карточку в amoCRM. Именно для этого нужна уникальная ссылка — никакого ручного переноса данных из импортированной таблицы, всё быстро и без лишнего контроля со стороны администраторов.
Сделано полдела. Дальше — воронка событий. Накануне каждой даты из карточки покупателя amoCRM создает сделку с проводит ее по нескольким этапам.
За 15 дней до события робот создает в CRM сделку-напоминание.

За 10 дней до события покупателю уходит первый прогрев — напоминание о компании. В некоторых случаях в сообщение также добавляют акционное предложение: бесплатную доставку или бонусы. Это шаблонное сообщение без персонализации.

За 3 дня до события робот отправляет покупателю более персонализированное сообщение с напоминанием о важной дате и предложением покупки. Сообщение тоже шаблонное, но с открытыми полями — при отправке робот подставляет имя и дату из сделки по покупателю.

За 1 день до события администратору приходит напоминание о сделке. Если покупатель никак не отреагировал до этого, ему можно написать дополнительно, чтобы довести до покупки.
Работа менеджера в этом случае — просто контролировать сделки и принимать заказы. Автонапоминания и сообщения настроены в связке amoCRM + Wazzup.
Помимо скидки за заполнение анкеты в студии действует бонусная система. После каждой покупки у покупателя начисляются бонусы: эту информацию фиксируют в CRM, а покупателю отправляют автосообщение в мессенджер о балансе.

Но просто начислять бонусы на бессрочный период нельзя — важно мотивировать покупателей возвращаться к покупкам с периодичностью. Поэтому также реализовали сообщения-напоминания. Они автоматически забирают данные из CRM-системы и отправляют два сообщения покупателю: за 30 и за 5 дней до сгорания бонусов.
Дополнительно на день рождения студия присылает персональный промокод — также с ограничением по сроку действия. Вдвойне приятно: и поздравление, и скидка.
Привлечение покупателей скидками и бонусами работает практически всегда. Но на этом не стоит останавливаться, если действительно хотите работать на лояльность.
В CRM у FlowersDecor можно настроить сегментацию по любимым цветам покупателя. Например, если он заказывает одни и те же цветы, то явно предпочитает их. Или администратор может выяснить предпочтения у покупателя напрямую в переписке.
С такой сегментацией студия отправляет рассылки по покупателям. Например, в случае, когда нужно распродать остатки партии пионов после 8 марта.
Также после каждого заказа в карточке покупателя обновляется информация: сумма и количество покупок, средний чек, дата последней покупки.

По таким данным можно сегментировать покупателей и делать разные рассылки. Например, «пробуждать» тех, кто сделал всего один заказ. Или напоминать постоянным покупателям о себе.
Добиться от покупателя положительного отзыва — достаточно сложная задача. Если ему всё понравилось, то он просто молча порадуется. А вот если не понравилось, то будет скандал в чате и негатив на отзовиках.
Теперь после завершения заказа покупателю приходит автосообщение с просьбой оценить студию.

Если покупатель доволен и выбирает соответствующую цифру, в ответ приходит ссылка на отзовик с просьбой оставить отзыв и там.
Если же оценка негативная, отправлять ссылку на отзовик лучше не надо — стоит разобраться с информацией внутри. Поэтому у администратора автоматически ставится задача «Связаться с клиентом».
Во-первых, это поможет улучшить процессы — вполне возможно, что мы не знали о проблеме, которую можем решить за полчаса. Во-вторых, мы и здесь работаем над лояльностью — решаем проблему, даем бонусы в качестве компенсации.
На старте проблема была такая: многие процессы требовали ручного вмешательства. Даже при наличии CRM-системы и интеграции с Wazzup большинство рутинных процессов не могли остаться без внимания менеджеров. Время тратили не на продажи.
Если не говорить о цифрах, то процессы ускорились, а работать с клиентами стало проще.
Но есть результаты и в цифрах.
Зачем Wazzup в медицине
Делаем так, чтобы медицина звучала современно не только в кабинете, но и в чатах
Как в Shok настроили WhatsApp-рассылки и повысили рейтинг на Kaspi
Когда вместо блокировок — благодарности от клиентов
Не трогай мой запрос. Почему улучшения иногда вредят продажам
История о ненужных заморочках для клиента
Продажи по-взрослому: зачем делить менеджеров по грейдам
А разве джуны, мидлы и сеньоры не только в айтишке?