С 1 сентября 2025 реклама, звонки и рассылки в России работают по новым законам. Забрали на себя задачу разобраться и несем только факты: что меняется и что делать. Разбор будет в духе «как ухаживать за садом» — с инструкцией и картинками.
Звучит громоздко, но если разложить всё по полочкам, то становится ясно: рекламироваться и продавать можно, просто делать это нужно немного иначе. Если еще не подготовились, то сейчас самое время.
С 1 сентября 2025 года действует ФЗ-72 от 07.04.2025: реклама в запрещённых соцсетях (Instagram*, Facebook*, LinkedIn, X.com) полностью запрещена. Это касается всех: от крупных брендов до мастеров и фрилансеров, которые набирают клиентов через страницы.
Что считается рекламой | Что не считается рекламой |
|
|
Конечно, любой случай «не рекламы» может в итоге оказаться рекламным — если так решат в ФАС, например. Главная задача нерекламных постов в том, чтобы они были органичными, а не ярко продвигали один бренд. Можно идти по некоторым признакам, чтобы проверить, насколько пост рекламный.
Примеры рекламы:
Примеры нерекламы:
Старые посты удалять не нужно, если они были опубликованы до 1 сентября. Но:
Если алгоритмы начнут продвигать пост или пользователи сами начнут писать комментарии и тем самым продвигать публикацию — это нарушение. В таком случае лучше удалить.
Отчетность в ЕРИР ведётся через операторов рекламных данных (ОРД). Если вы размещаете рекламу сами, нужно зарегистрироваться в ОРД и заносить данные самостоятельно — за это отвечают маркетологи. Если работаете через агентство — этим занимается агентство.
Блогеры с аудиторией от 10 000 подписчиков обязаны быть в реестре — по ФЗ-303. Проверить страницу можно в открытом реестре на Госуслугах. Если блогера там нет, отчет по кампании не примут.
Если вы работаете без ИП или самозанятости и пишете посты «ищу клиентов», это тоже реклама. Формально нужно заносить её как физлицо в ОРД. В этот момент к вам может возникнуть вопрос у налоговой — а где уплата налогов или декларация 3-НДФЛ?
Оформлять блогера в штат и не маркировать рекламу не получится. Даже если человек у вас в штате, размещение у него в личном блоге = реклама. Отчетность обязательна.
Как блог или портфолио аккаунт вести можно, как и приглашать аудиторию перейти на разрешенные соцсети и мессенджеры.
Нарушение | Физлица | ИП / Должностные лица | Юрлица |
Реклама без маркировки / отчетности в ЕРИР или на запрещенных площадках | от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей | от 4 тыс. до 20 тыс. рублей | от 100 тыс. до 500 тыс. рублей |
Несвоевременный или неполный отчет в ЕРИР | от 10 тыс. до 30 тыс. рублей | от 30 тыс. до 100 тыс. рублей | от 200 тыс. до 500 тыс. рублей |
Федеральный закон № 41-ФЗ от 01.04.2025 ввёл обязательную маркировку звонков и новые правила:
Получить согласие можно так: при звонке сразу спросить, готов ли клиент выслушать вас, а звонок записать и сохранить в CRM. Некоторые операторы в компаниях «грешат» тем, что сходу выдают рекламное предложение клиенту, — иногда даже не дают вставить слово. Так нельзя — если раньше просто из вежливости, то теперь и по новым законам. Со старой базой клиентов аналогично — явное согласие потребуется снова.
Отдельная история: рекламные рассылки тоже будут отслеживать.
Согласие клиента обязательно. Причем отдельное и явное:
Email и SMS-рассылки в ЕРИР сейчас заносить не нужно, но ФАС рекомендует помечать рекламные письма словом «Реклама» и указывать свои реквизиты — ИНН, название компании.
В мессенджерах маркировка к личным перепискам не нужна, но если это массовая рекламная рассылка, то она подпадает под законы о рекламе: должны быть согласия и корректные формулировки.
Одинаковые за массовые звонки и рассылки без согласия и за отсутствие маркировки.
Кратко в три пункта.
Подробный разбор законов о мессенджерах и персональных данных — в отдельной статье.
Меняются площадки, появляются отчёты и штрафы, но логика бизнеса та же: рассказывайте о себе, общайтесь с клиентами и ведите сделки в удобных каналах. А те, кто перестроится первым, получат не только спокойствие и порядок в отчётности, но и дополнительное доверие клиентов.
*принадлежит компании Meta — признана экстремистской и запрещена в РФ
Подключайте WhatsApp, Telegram, WABA и другие мессенджеры к CRM за пять минут. Понятный интерфейс, гибкость и порядок в переписках, заботливая поддержка на связи 24/7
Поздравляем, вы сделали всё по учебнику: завели соцсети компании, залили туда полезный контент, вовлекаете подписчиков.…
Если вы руководите отделом продаж, вы это слышали. Каждый день. «Клиент морозится», «Он сказал, что…
Рассылки привлекают новых клиентов, возвращают старых и главное — приносят прибыль. Для бизнеса самый привычный…
Всё шло по плану. Клиент заинтересовался продуктом, всё уточнил, даже сказал, что ему действительно нужен…
Вышло сразу несколько законов о мессенджерах и персональных данных — и теперь важно понимать, что…
Если каждый день нужно подтвердить десятки или сотни записей на приём — менеджеры просто тонут…
This website uses cookies.